RZA
- искусный создатель магически простых и завораживающих ритмов,
абсурдных сэмплерных коллажей, оставляющих слушателя в недоумении, что
это - эксперименты новичка или насмешка гения, лет десять считается
одним из самых оригинальных хип-хоп продюсеров.
Музыкант и
бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший толчок
десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями
Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель,
харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от
рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До
того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In
Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о
плодах работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя
он сумел пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже
выпустить EP-шку под названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению,
держать в руках этот раритетный релиз доводилось немногим, поэтому
трудно объяснить тот факт, что порой эту пластиночку называют "Ooh, I
Love You Rakeem"). Больших дивидендов выход этого диска не принес,
музыкальная политика лейбла Ризу не устраивала. Попса махровая, маз
никакихю Такая нескладуха по всем фронтам привела к тому, что сольное
творчество на время было законсервировано, и Бобби сосредоточился на
другом проекте, собственно и принесшем ему мировую известность -
Wu-Tang Clan.
Clan, коалиция MC со Стэйтен-Айленда,
кардинально измененил звучание хип-хопа. Риза возглавил этот отряд,
состоящий из его друзей и родственников. Ухватившись за эстетику
Древнего Востока, наполнив ее мистическими мотивами учений нумерологии,
"Нации ислама" и "5% Nation", подтверждая философские теории уличной
практикой, "ву-тэнгеры" создали своё, уникальное ответвление в рэпе,
несущее в себе столько скрытых смыслов и подтекстов, что Борис
Гребенщиков может покурить в сторонке.
В 1993 году пробивной хит
"Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле, заинтересовал дельца Стива
Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.). Почувствовав золотую жилу,
Рифкинд предложил группе контракт, оставлявший им полную свободу в
плане сольной деятельности. Таким образом лейбл Loud заполучил свою
звезду.
Дебютный альбом "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал
имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа. Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не
будет большим преувеличением. И её идеолога не устраивали полумеры -
RZA занялся продюсированием альбомов своих подопечных Method Man,
Raekwon, ODB, Ghostface. Их дебютные альбомы, записанные в промежутке с
94 по 96 год, относят к золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu,
RZA может гордиться причастностью к созданию треков для Cypress Hill,
Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще один известный проект, к
которому RZA непосредственно причастен, это Gravediggaz. В состав
группы вошли такие лица как Prince Paul, продюсировавший De La Soul, а
также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang фигурировал в этой компании
под именем Rzarector. Тяжелое звучание, тексты о насилии и
потусторонняя обреченность - вот из чего сформировался фирменный стиль
нью-йоркских "гробокопателей", получивший звучное определение
"horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в 1994 году золото
и продемонстрировал еще одну грань музыкального и поэтического
дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью двойного
альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких участников
Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая серия
сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам RZA.
Работая
долгое время в качестве сапожника без сапог, занимаясь карьерами других
исполнителей, RZA достаточно долго откладывал свой дебют. Пока,
наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома "RZA as Bobby
Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает альбом своим
именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается, что сольные
работы "ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им материальное
благополучие. В то время как, собираясь для записи очередного альбома,
они оборудуют настоящий творческий полигон, обеспечивая себе душевный
комфорт. Сольные работы RZA резко контрастируют как с альбомами Wu, так
и с другими ву-сольниками. Неформатное звучание, неожиданные сбивки,
нарочито неровные и небрежные лупы, очень своеобразное, очень
индивидуальное сведение. RZA снова оказался первопроходцем и
экспериментатором.
Ближе к 2000 году популярность Wu-Tang,
пошла на убыль. Во-первых, появилось немало продюсеров, копирующих
стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды. Но RZA и на этот раз
находит новое применение своим талантам: кинематограф. Он всегда
демонстрировал стойкий интерес к этому жанру, предоставляя для звуковых
дорожек различные треки собственного производства. Его кинодебют
состоялся в неполиткорректной комедии "Не грози Южному Централу попивая
сок у себя в квартале", в которой прозвучал трек "Winter Warz". А в
2000 он целиком готовит саундтрек для фильма "Пес-призрак: путь
самурая" культового режиссера Джима Джармуша. Плоды труда оформленные в
виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый крах,
постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в финале
карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под
вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса
молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел
альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки
отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и
предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для
своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых
популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как
культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был
выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World
According to RZA" содержала работы европейских рэпперов,
спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику
экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира",
каковыми для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта
политика выражается также в его активной гастрольной деятельности по
странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России,
выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий
восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве
и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской
хип-хоп-истории