Рассказывать
о таких командах - одно удовольствие. Нет необходимости долго
соображать "а в чем же достоинства данного коллектива" - всё на виду.
Их формула успеха проста как рецепт бутерброда. Живой звук, шикарные
мелодии, позитивный настрой, яркий имидж, необузданный темперамент,
четкий речитатив и великолепный женский вокал. Удивительно, как мало
людей додумались до этой, в сущности, простейшей концепции.
Экспрессивный
Will.I.Am (вариация на тему его настоящего имени William), весельчак
Apl de Ap, харизматичный Taboo, неистовая Fergie - все они отлично
дополняют друг друга и помогают гармонично раскрыть сильные стороны
своего дарования. Впрочем, Black Eyed Peas не сразу нашли себя. Как
никак, у группы основательная история, большая часть которой скрыта от
невнимательного взгляда пеленой "неформатности", существовавшей вокруг
их творчества долгое, очень долгое время.
Любопытно, что
первыми объявили их неформатом страшные калифорнийские гангста-негры. В
то время (а на дворе был 1992 год) проект Вилл И Эма и Эпла звался
Atban Klann и пользовался покровительством самого Eazy-E. Однако парни
делали слишком нетипичные вещи для того времени и места. Посудите сами
- все побережье ходит, растопырив пальцы и раскачивая темы про сук и
пушки. А основатель N.W.A. возится с какими-то странными типами,
задвигающими позитивные темы, да еще и танцующими брейкданс! (Мужики не
танцуют! (с) Грув) С чего бы это он? В общем, компаньоны Eazy-E по
Ruthless Records не разделяли энтузиазма своего предводителя
относительно Atban Klann, и это привело к тому, что записанный альбом
был благополучно "похоронен" в тиши студийных архивов. Следующей
попытки пришлось ждать очень долго.
Избавившись в 1995 году от
старого названия, приняв имя Black Eyed Peas и добавив к своему составу
Taboo, еще одного МС/танцора с фактурной индейской внешность, адепты
фанка и позитива предприняли вторую попытку покорения музыкального
Олимпа. Понадобилось еще три года напряженной студийной работы и
выступлений в заштатных клубцах Лос-Анджелеса, чтобы получить наконец
контракт на выпуск альбома. На этот раз с монстром - Interscope.
Дебютный диск "Behind The Front" не снискал особых почестей, но
утвердил за группой устойчивую репутацию толковых сочинителей и
мастеровитых исполнителей. На альбоме музыкант, продюсер и ведущий эмси
Will.I.Am отвесил немало реверансов джазовому звучанию, не забывая и о
корнях хип-хопа, классическом ритме, электронных звучках, фанковых
сэмплах и изысканной речитативной технике. Богатый голос, отдаленно
напоминающий Wyclef Jean, задавал тон в большинстве композиций, Apl de
Ap и Taboo поддерживали его своими речитативами и танцевальными
пируэтами. В целом "Behind The Front" звучал легко и ненапряжно, такой,
знаете ли, лаундж в рэпе. И пусть коммерческого успеха еще не было, но
одобрение от коллег по цеху было получено, и это заметно по списку
людей, согласившихся принять участие в записи их следующего диска.
Во
второй пластинке уже нащупывается стиль. "Bridging The Gap" показал -
Black Eyed Peas приняты в ряды рэпперов-интеллектуалов, верных заветам
A Tribe Called Quest и De La Soul. Гостевые участия Mos Def, Macy Gray,
Wyclef Jean, DJ Premier и вышеупомянутых De La Soul добавляли альбому
значительности, привлекали внимание заслуженными именами. Так сказать,
заманивали. Содержание же диска было таким, что больше от гостей ничего
и не требовалось - у Black Eyed Peas и так все там здорово. Звучание
дебютного диска эволюционировало, обогатившись латинскими и карибскими
мотивами. Но в целом это по-прежнему инструментальный рэп, с очень
грамотным продакшном. Бесподобные квакающие гитарки на "Bridging The
Gap" способны свести с ума.
Следующий альбом писали целых три
года. В этом временном отрезке стилистика группы претерпела наиболее
серьезные изменения. Настрой стал более танцевальным, возросло значение
вокальных партий. Серую мышку Kim Hill (впрочем, и не считавшуюся
участницей Black Eyed Peas) сменила куда более привлекательная
вокалистка Fergie. Так состав группы обрел законченные очертания.
Новое
звучание Black Eyed Peas помогло группе проникнуть в эфиры музыкального
телевидения и коммерческих FM-радиостанций. Причем произошло это не
только в родной Америке, но и в Европе, и в Австралии. Да и
матушка-Россия в стороне от процесса не осталась - это вы и сами
знаете. Наконец-то это был формат! При этом Black Eyed Peas с
мастерством искусного канатоходца выдержали баланс между андеграундом и
попсой. Да, широкие массы клюнули, но никто не мог упрекнуть Black Eyed
Peas в "прогибе". Они продолжали гнуть свою линию, делать то же, что и
десятилетие назад, просто теперь у них было достаточно опыта, чтобы
обречь свои песни "на всенародную любовь". Первый же сингл "Where is
The Love" с участием Джастина Тимберлейка положил начало триумфальному
шествию Black Eyed Peas к вершинам чартов и миллионным продажам. Второе
полено в топку промоушна - сингл "Shut Up", стал хитом всех танцполов.
На оба трека были сняты великолепные клипы, мастерски подчеркнувшие
сильные стороны группы. А немного забегая вперед, cкажем, еще один их
клип, "Hey Mama", в 2004 был отмечен премией MTV Video Music Awards.
Клипы
клипами, но все же козырь Black Eyed Peas - это их неистовые и
страстные живые концерты. Однажды я видел их выступление - концерт на
огромной открытой площадке, к сожалению, только в записи. Как же мне
хотелось продавить стекло телевизора и попасть туда, в этот
переполненный потеющий, прыгающий и визжащий зал, где люди выбрасывали
в воздух растопыренные пальцы и постоянно что-то кричали, сотрясаемые
стенобитным драйвом. Четверка солистов и живой бэнд, но они так играют!
Читают! Танцуют! Поют! А как вам понравится Fergie, с кровожадным
взглядом поглаживающая промежность? Это не "немножко эротики", тут
пахнет настоящим хард-порно. Они устраивали на сцене настоящий
карнавал, где находилось место и брейкдансу и бит-боксу, а уже наизусть
заученные хиты вдруг подавались совершенно иначе, приводя слушателей в
почти экстатический восторг.
Один мой приятель, гитарист,
признался, что стоит ему послушать Black Eyed Peas, как пропадает
всякое желание что-либо записывать, "потому что ТАК звучать мои записи
никогда не будут!". В устах этого скупого на похвалу человека такая
фраза равноценна признанию в любви. Но ведь не только техническая
безупречность поражает - удивляет, что сейчас можно записывать
состоящие сплошь из хитов альбомы как "Elehunk". Напрашиваются
сравнения с Fugees. Сам понимаю, несколько притянуто за уши - все же
гениальные творения Fugees более минорного склада. У Black Eyed Peas же
сплошь веселуха и позитив. И не только на сцене, но и за ее пределами.
Они выглядят как комик-труппа.
Will.I.Am, кстати как и Wyclef,
любит шляпы и пиджаки, а также жилеты и водолазки. Он чертов модник -
посмотрите их фотосессии! - да такой, что Пи Дидди отдохнет. Прочие
участники группы не отстают и выглядят настолько экстравагантно, что
заставляют крепко поломать голову над происхождением своих нарядов - с
равной вероятностью это может быть и блошиный рынок и ультрамодный
бутик. Fergie умеет предстать и веселой девчонкой, и вульгарной
стервой. Она носит юбочки, шортики, подрезанные маечки и азартно
зажигает в клипах и на живых концертах. Индеец Taboo - сын своего
народа, немного отстраненный, серьезный, будто пришедший из знаменитых
фильмов берлинской студии Defa. Зажиган Apl de Ap - выходец из
Юго-Восточной Азии, придает этому интернациональному коллективу еще
немного ориенталистского колорита. Впереди у группы новый релиз -
альбом "Monkey Bussiness", которого с нетерпением ожидают и критики, и
рядовые слушатели. Перед Black Eyed Peas стоит сверхзадача - превзойти
успех "Elephunk". Сделать это будет непросто...